Из опыта работы учителя иностранных языков МБОУ Горской СОШ Минакова Кирилла Юрьевича "Использование инфографики при обучении английскому языку. Методический семинар"

Использования инфографики при обучении английскому языку.

 Методический семинар.

«Школа тоже должна идти в ногу со временем, а где-то и опережать его»

Путин В. В.

Предлагаю Вам спросить себя, а так ли это? Успевает ли школа и учителя за развитием прогресса? Успеваем ли мы понять современных учеников?

Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре  — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня активно внедряются в практику идеи новой образовательной экосистемы, нацеленной на качественное изменение образования в современных реалиях.

Согласно теории поколений разработанной Уильямом Штраусом и Нилом Хоумом каждое поколение отличается друг от друга набором характерных особенностей. При этом смена поколений происходит примерно каждые 20 лет. И учитель понимает, что сегодня перед ним сидят совершенно иные участники образовательного процесса. Наука делает акцент на следующих ключевых навыках выпускников 21-ого века: читательская компетенция, эффективное сотрудничество и коммуникация, способность решать комплексные задачи. Более подробно хотелось бы остановиться на особенностях восприятия информации так называемого Поколения Ай-Пи.

Современным ученикам необходима визуализация материала, стоит отметить, что в наше время уже сложно удивить школьников обычной презентацией, плакатами или карточками, весь материал должен быть тщательно отобран, нести сочную и яркую подачу и лучше всего для этих целей подходят минималистичные изображения. Представители поколения Z акцентируют внимание на важную информацию от 8 до 10 секунд, соответственно им свойственно читать по диагонали. Они охотно воспринимают информацию поступающую из разных источников. Все особенности учеников цифрового поколения учтены во ФГОС, где особое внимание уделяется формированию ключевых компетенций и фундаментальных знаний     : глобальное мышление, умение анализировать и действовать с позиций отдельных областей человеческой культуры, умения принимать решения, работать в команде, нести ответственной за свои действия, создавать свой собственный продукт, способность к самоопределению, самообразованию и конкурентоспособности.

Учитывая эти факторы я в своей педагогической деятельности обратился к использованию инфографики на уроках английского языка. При этом я преследовал следующие цели: повышение мотивации к обучению, развитие информационной компетенции учащихся, повышение качества усвоения информации при снижении утомляемости участниками образовательного процесса.

Что же такое инфографика? Инфографика — это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстрое и чёткое преподнесение сложной информации. Образовательная инфографика - это законченный блок материала, с которым ученики могут работать самостоятельно или в группах, а в последствии анализировать, делать выводы, находить дополнительные смыслы и даже расширять существующую инфографику новым изученным материалом. Информация в инфографике в образовательной деятельности рассматривается с точки зрения метапредметности, выражается через графики, диаграммы, образы, динамические тексты. Она может быть статичной и ее можно распечатать или предоставить в доступ ученикам, а с интерактивной и видеоинфографикой можно работать в режиме online.

На уроках английского языка я использую инфографику на этапе мотивации к изучению темы. Эффект удивления стимулирует открытую познавательную позицию и активную поисковую деятельность. Говоря о содержательной составляющей инфографики, мы активно используем ее при обучении продуктивному чтению текстов научно-популярного характера. Ученики читаю индивидуально или парами, читают с остановками, анализируя прочитанную информацию с данными представленными в инфографике, заносят данные в таблицу, помечают информацию которую считают необходимой, находят собственную информацию и добавляют ее в текущую инфографику. На послетекстовом этапе мы составляем ментальные карты, которые помогают в систематизации материала и в дальнейшем выступают активными помощниками при развитии языковой компетенции.

Безусловно, инфографика не панацея, а одно из условий повышения мотивации к обучению. Так, например, один объёмный текст помещается в одном графическом изображении. Начиная работать с учениками, я предлагаю одним ученикам поработать с линейным текстом, другим- с текстом из инфографики. Опыт показывает, что современные дети читают линейные тексты менее охотно. Им требуется больше времени для понимания, осмысления информации. Они сложнее выполняют послетекстовые упражнения. В то время как группы, работающие с инфографикой, активнее читают, размышляют, находят и обращают внимание на детали. Тем самым присваивают информацию.

Научившись работать с готовой инфографикой мои ученики создают на уроках и во внеурочной деятельности свою собственную. При этом мы формируем ИКТ –грамотность, креативность, проектную компетентность. Основываясь на таких особенностях современных детей как прагматизм и стремление к личностному бренд- менеджменту ещё одним мотивирующим фактором является то, что ученики создают общедоступный продукт, к которому они могут обратиться индивидуально или в группе, общаясь в виртуальном пространстве.

Я представил некоторые интерактивные приёмы по формированию навыков цифрового поколения в соответствии с ФГОС активным применением инфографики, которую я считаю эффективной технологией. Это подтверждают достижения моих учеников. В первую очередь это личностные результаты, формирование внутренней мотивации к познанию и систематическому чтению. К предметным достижениям можно отнести уникальные проекты по изучению и исследованию культуры англоговорящих стран на английском и русском языке результаты которых представлены, в том числе в интерактивной инфографике. Мои ученики уже 3 года подряд являются участниками и победителями муниципальных конкурсов научных проектов и региональных конкурсов и фестивалей.

За 40 минут на уроке может произойти многое, время идет и мы не должны стоять на месте. Я всегда помню о том, что не страшно не знать что-то новое, страшно не учиться чему-то новому.